ПАМЯТКА НАСЕЛЕНИЮ о погребении и похоронном деле

ПАМЯТКА НАСЕЛЕНИЮ

о погребении и похоронном деле

К вопросам местного значения городских поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» закрепляет гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умерших, достаточно подробно регулирует вопросы по организации мест погребения с учетом требований земельного, экологического и санитарного законодательства. Он устанавливает основы похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Одним из основных полномочий органов местного самоуправления районов, поселений и городских округов в рассматриваемой сфере является организация похоронного дела, которая предполагает создание специализированных муниципальных служб по вопросам похоронного дела. Эти службы осуществляют погребение умерших и оказание необходимых ритуальных услуг. Орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить конкретную организационно-правовую форму создания специализированной службы, уполномоченную выполнять функции, предусмотренные для таковой Законом № 8-ФЗ. Правила содержания мест погребения устанавливаются органами местного самоуправления. На них, кроме того, возлагается обязанность в случае нарушения санитарных и экологических требований приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом. Размер бесплатно предоставляемого участка земли для погребения умершего на территориях кладбищ (за исключением Федерального военного мемориального) устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется безвозмездное оказание следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В части возможности компенсации расходов на погребение, в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4 000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти: — органом, в котором умерший получал пенсию; — организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего; — органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности; — территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего. Однако гражданам, получившим предусмотренные гарантированным перечнем услуги, социальное пособие на погребение, не выплачивается.

Гатчинская городская прокуратура разъясняет: 1. Федеральным законом от 12.12.2023 № 585-ФЗ, вступающим в силу с 10.06.2024, внесены изменения в Федеральный закон от 6 января 1999 года № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах». В новой редакции изложена статья 4 Федерального закона, определяющая основы государственной политики в области народных художественных промыслов Введенной в действие статьей 41 Федерального закона закреплены основные направления государственной поддержки в рассматриваемой сфере. Частью 3 статьи 41 определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают поддержку народным художественным промыслам (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе оказывать поддержку организациям народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 41). Согласно части 6 статьи 41 Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе оказывать мастерам народных художественных промыслов, сведения о которых включены в региональные реестры мастеров народных художественных промыслов, финансовую, информационную, консультационную, организационную поддержку, оказывать иные меры поддержки, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка формирования и ведения региональных реестров мастеров народных художественных промыслов. Частью 2 статьи 7 Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по установлению порядка отнесения изделий, изготовляемых на их территориях, к изделиям народных художественных промыслов. 2. Федеральным законом от 12.12.2023 № 575-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» и статьи 5.2 и 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях отнесены: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищнокоммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Иные полномочия органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения могут быть установлены федеральными законами. 3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2230 установлены Типовые правила организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения. Предусмотрено, что организация туризма на ООПТ регионального значения осуществляется исполнительными органами субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся такие территории, а в отношении ООПТ местного значения — органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие территории. В целях обеспечения безопасности туризма на ООПТ регионального и местного значения в обязательном порядке проводится инструктаж с туристами, экскурсантами по требованиям и правилам поведения туристов, экскурсантов, предусмотренным особенностями посещения ООПТ регионального и местного значения. Постановление вступит в силу с 01.09.2024. 4. Федеральным законом от 25.12.2023 № 639-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в соответствии с которыми Росгвардия наделена полномочиями по созданию и применению добровольческих формирований. Добровольческие формирования Росгвардии будут привлекаться для выполнения отдельных возложенных на нее задач в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании войск Росгвардии за пределами территории РФ. Росгвардия самостоятельно определяет численность добровольческих формирований, их организацию, районы их действий, стоящие перед ними задачи, порядок управления ими, срок использования добровольческих формирований, а также порядок прекращения и иные вопросы их деятельности. Соответствующие изменения внесены в законодательные акты Российской Федерации, регулирующие особенности правового статуса добровольческих формирований и граждан, в них пребывающих (пребывавших). 5. Федеральным законом от 25.12.2023 № 651-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, которыми закреплено, что социокультурная реабилитация и абилитация инвалидов — это комплекс мероприятий, направленных на включение инвалидов (в том числе детей инвалидов) в творческую деятельность, обеспечивающую реализацию культурных и экономических потребностей инвалидов в соответствии с их интересами и способностями, в целях социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество. Уточнены полномочия федеральных, региональных и местных органов государственной власти в указанной сфере.